ВЕЛОТАНДЕМ ИЗ ТИТАНА |
Какие бывают тандемы? |
№ | Тип 1-местного велосипеда | Тип соответствующего тандема | Рисунок Сергея Охлябинина (акварель), автора книги - "Давай изобретём велосипед!" Барон фон Драйз ездил на аналогичном 1-местном самокате в 1817г |
1 | Простой велосипед общего назначения, дорожный, city-bike, прогулочный |
- да, есть такие же тандемы | |
2 | Туристический | - да, есть такие же тандемы | |
3 | Горный | - есть, но... | |
4 |
Спортивно-гоночные: |
- есть, однако шоссейные сняли с Олимпийских игр. | |
5 | Спортивно-специальные: дёрт, триал, кросс, ВМХ, даунхилл и т.д. |
- не знаю, не вижу смысла в таких тандемах | |
6 | Детские, подростковые | - наверное, нет - не доросли до Пилота | |
7 |
специальные велосипеды: цирковые, водные 1-колёсные |
- есть, наверное, но их не рассматриваем... |
Для каких целей и какой вам нужен тандем?
а) Для дальнобойных путешествий (скоростные) или
. . . семейный транспорт для туризма, поездок и прогулок вдвоем, а также как тренажер на природе.
б) Вес - до 20кг (легкие сплавы) или 25-27 кг (стальные).
в) Цена - до 300 дол (стальные б/у в Германии), 500 -1500 у.е. (стальные), 1700 - 2000 у.е. (легкие сплавы)
. . .или м.б. 3000 - 4000 у.е. и более, если это оправданно.
г) Сроки исполнения заказа - в течение недели, до 2 недель или можно ждать около 1-2 месяцев под заказ.
д) Есть и представительская компонента - как выразился один человек: "Чтобы соседа перес@@@ь!"
. . .Для специальных или рекламных акций, для формирования эксклюзивного имиджа.
е) Посадка традиционная (седло узкое и высоко) или дизайн "Дружелюбного тандема", чтобы можно опираться ногами о
. . .землю, оставаясь на сидении - это очень актуально для тандема в плане безопасной езды (сидение ниже и широкое).
ж) Складываемость - удобно для транспортировки и хранения, трансформируемость в одноместный.
з) Качество, уровень и вид комплектующих, конечно, тоже очень важен. Но для меня это не на первом месте. Я пользуюсь комплектующими туристической группы - мне этого достаточно. Поставить любую группу (Asera-Deor-XTR)- не проблема. Дизайн и материал рамы - обеспечить гораздо труднее.
А вообще, когда мы едем на нашем тандеме - ГАИ козыряет нам и включает зеленый свет. А толпа стонет: "вВАУУу!"Комментарий Пилота тандема.
- Велосипедиста, сидящего впереди назовём Пилотом (Капитаном или Рулевым), второго - Напарником.
- Я использую тандем по пунктам (1) и (2) - см. табл. - в основном на асфальте или на хорошей грунтовке. Можно проехать и по тропинке в лесу или преодолеть участок трудной дороги, лавировать между людьми на тротуарах или в пешеходных зонах.
Но долго ехать по ухабам, маневрировать по трудной и неудобной дороге - нет, тандем не для этого!
От этого страдает и тандем, и велосипедисты, (главным образом, Напарник), сидящий сзади.
Нет, любой байкинг - не для тандема.
- Немного поездил на горном (3) и шоссейном (4) тандемах.
- Горный тандем предназначен для любых дорог, но на неровной дороге, как уже говорилось выше, ездить на тандеме неприятно, опасно и неинтересно.
- Шоссейные гонки на тандемах сняли с Олимпийских игр из-за того, что на большой скорости трудно обеспечить безопасность в критической ситуации - аварии более тяжёлые, чем на одноместных велосипедах.
- По остальным позициям (5,6,7) ничего интересного не знаю и не вижу смысла, кроме может быть рекламных целей.
Теперь для выбора тандема надо рассмотреть вопрос о Напарнике.
- Напарник может быть соизмеримым по физической форме и/или моральным качествам или
явно отставать в этом от Пилота.
- Равные или почти равные возможности обоих велосипедистов встречаются у спортсменов. Скорости здесь высоки и надо заботиться о снижении аэро сопротивления, т.е. наклоняться. Конструкция спортивных тандемов обычно классическая, подчиняющаяся правилам велофедерации.
Самодостаточные велосипедисты предпочитают ехать на одиночных велосипедах - тандем им не нужен.
- Если Напарник существенно уступает Пилоту физически и/или морально, то это и есть ситуация, когда тандем необходим. Например, жена, потерявшая форму или не имевшая её, дети и т.д. С таким Напарником сильно не разгонишься, часто приходится напоминать ему, что надо бы покрутить педали, а то одному мне не вытянуть подъём. На дороге без подъёмов Пилот может в одиночку тянуть обоих. В таких ситуациях при невысокой скорости аэродинамика не столь важна. Основная задача - благополучно преодолеть с Напарником маршрут и вернуться домой без потерь - физических и/или моральных. Пилот может изрядно вспотеть и на банальной дистанции. Здесь мы находимся в пунктах (1) и (2), и мой опыт показывает, что традиционная компоновка велотандема неудобна по двум причинам:
1) высокая рама, через которую неудобно переносить ногу, особенно Пилоту -
это важно как при старте, так и в возможной аварийной ситуации, когда надо соскочить с велосипеда;
2) высокое сидение, на которое садишься лишь встав на педаль,
а для этого надо иметь начальную скорость, при этом 2-колёсный тандем, естественно, неустойчив.
Эти два пункта создают довольно сильные неудобства - при начале движения, при остановках или манёврах на малой скорости. Когда скорость набрана, то езда на тандеме ничем не отличается от от езды соло. Но при старте в узком пространстве, когда, например, справа бордюр, а слева поток автомобилей, и надо стартовать не раскачиваясь и без зиг-загов на дороге - эти обстоятельства становятся очень существенными и сильно влияют на безопасность. Мне могут возразить, что такие ситуации встречаются не часто, и не стоит на этом заострять внимание. Но ведь достаточно одной ситуации с неприятным исходом и всё путешествие на тандеме, а может и практика использования тандема, могут быть испорчены.
________________________Итак, подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы.
1. РАМА. Удобнее иметь невысокую раму и желательно, чтобы она была разборной для транспортировки и хранения .
2. ВЫСОТА СИДЕНИЯ. Удобнее, когда седло или сидение устанавливают на такой высоте, чтобы оставаясь на сидении можно опереться ногами о землю при старте, остановках или на малой скорости. Конечно, общая компоновка велотандема при этом должна обеспечивать полное выпрямление ноги при педалировании. Если сидение слишком низко, то увеличивается длина и неудобно стартовать (на 2-колёсном велосипеде).
3. АЭРОДИНАМИКА не столь важна на небольших скоростях, когда Напарник физически и морально уступает Пилоту.
4. ДЛИНА. Желательно, чтобы тандем был минимальной длины и с ним можно войти в лифт или транспорт.
5. ВЕС. Тандемы мирового уровня имеют вес 19 -21 кг (шоссейные еще меньше).
Для этого приходится использовать лёгкие сплавы.
6. КОЛЁСА. Я использовал разные колёса. На небольшой скорости и по нормальной дороге подойдут колёса от 16" до 26". Колесо 28" было неудобно в моей компоновке дружелюбного велосипеда, т.к. ограничивало опускание заднего седла. Хотелось бы, чтобы на заднем сидении могли ехать взрослый или ребёнок. Колесо 20" самое прочное и обеспечивает минимальную длину тандема, хотя немного возрастает сила трения в подшипниках и уменьшается проходимость. Но для небольших скоростей и на нормальных дорогах это неважно.
7. КОМПАКТНОСТЬ. Хотелось бы иметь тандем минимальной длины, но это не должно быть в ущерб удобству. Надо, чтобы Напарник не задевал коленками и ступнями Пилота, чтобы не лежал на его спине, чтобы Пилот не нависал над рулём - при этом устают руки и немеют кисти рук и шея.
8. Ещё можно упомянуть о том, где будет сидеть Пилот (впереди или сзади), где будет располагаться передняя цепь и как будем ее натягиваться, а также будет ли тандем трансформироваться в 1-местный велосипед или нет.
Различные модели тандемов представлены в разделе
FOTO. Много дополнительной информации в разделе
|