ВЕЛОТАНДЕМ ИЗ ТИТАНА


Поиск велодорожек в Москве. . . .Почему Россия не Германия?

(записки Пилота велотандема - Москва 12.06.05)
. . . Я - Пилот тандема. Так иногда называют водителей велотандема. Сзади Пилота сидит Напарник (Партнер). Обычно это Зоя, моя жена.
. . - Да, это не Германия,- в очередной раз воскликнула Зоя, когда мы с ней на велотандеме опять въехали в колдобину или переползали еще один бордюр, преградивший нам путь.
. . . Ехать в Москве по дороге рядом с машинами плохо: шумно, опасно и дышать нечем. Начинаем двигаться по тротуару, но перекрестки и проезды к домам дают бесконечное количество поперечных бордюров-ступенек, с которых надо съезжать и опять на них въезжать. Кому-то на одиночном байке - это в охотку попрыгать, - так и я поступал, когда еще ездил в школу на велосипеде. Но только не сейчас, на тандеме. Тандем не выдержит прыжков, он и так перегружен. И очень нудно ждать, пока сидящий сзади Напарник неловко слезет с седла, потом с тандема, потом мы переползем этот бордюр, потом снова ожидание посадки…
. . . Все началось с телефонного звонка в пятницу от Сергея, дизайнера по профессии и призванию:
. . . - Я тут построил новый велосипед с низкой посадкой, - услышал в трубке его энергичный голос. - Приезжай в воскресенье на КМ, прокатимся, обсудим модель.
. . . В Германии такой велосипед называют лигерад (ligerad), а по английски это звучит, как рекамбент (recumbent).

Рис.1 Влад из Кельна на лигераде
. . . КМ - это Критическая Масса - так называют большую группу велосипедистов, едущую по городу. Я тоже участвовал пару раз в таких турах. В первый раз КМ провели в Москве в 2004г весной.
. . . Примерно раз в месяц в конце недели около метро Тургеневская в полдень собираются желающие покататься по Москве - от студентов и школьников до людей постарше. С каждым разом КМ все более и более молодела - в ней начинал преобладать молодняк.В ожидании поездки ребята знакомятся, выделывает фигуры на велосипедах или прыгают на них. Кто-то раздает респираторы - чтобы дышать очищенным воздухом, и чтобы тополиный пух не забивал нос при дыхании. Этот пух впоследствии очень мешал ехать: попадал в глаза и в нос. Действительно, респираторы очень пригодились в этот теплый солнечный день. И очки помогли, которые я надел лишь на обратном пути, когда из-за пуха попавшего в глаза пришлось их промывать.

Рис. 2 КМ собирается - М. Тургеневская, сквер.
. . . Как узнают о КМ? Из объявлений на форумах в Интернете и из листовок, расклеенных в разных местах. Я увидел объявление в Измайловском парке, но ехать не планировал, пока не позвонил мне Сергей. Около Красного пруда собираются велосипедисты, живущие вокруг Измайловского парка. Они обсуждают все: от совместных поездок до светодиодов, которые устанавливают на свои велосипеды. По инициативе одного из участников - Вахтанга - выбирают министров и президента своего сообщества. На такой встрече я и узнал, что несколько "наших" собираются на КМ. Все складывалось к тому, что надо ехать на своем тандеме с женой Зоей.
. . . Мне было 10 лет, когда я впервые поехал на тандеме. С группой ребят моего возраста я отправился купаться за город. Собравшись обратно, мы обнаружили, что на одном велосипеде спущено переднее колесо. Велоаптечки у нас не было, до города более 10 км. Ситуация заставила меня сделать тандем: я снял с велосипеда переднее колесо и закрепил вилку на задней оси моего велосипеда - получился тандем на трех колесах (в одну колею). Попытались ехать - не удается держать равновесие! Через 20 мин мучений (нужда заставила!) мы укротили тандем и помчались в город, обгоняя все велосипеды и мопеды. Две недели мы не слезали с нашего удивительного тандема. Никто из ребят, пытавшихся покататься впоследствии, не мог освоить управление и баланс.
. . . Но однажды, приглядевшись к месту крепления вилки, я увидел, что она вот-вот соскочит с оси. У меня хватило ума разъединить велосипеды и больше так не делать. Потом был большой перерыв, и в 1981 году я смастерил тандем из двух рам дорожных велосипедов (как на рис.3). Наездил несколько тысяч километров.

Рис. 3 Мишарев А. 30 лет на самодельном тандеме из двух рам дорожных велосипедов
. . Потом сделал тандем на 3-х колесах (в одну колею. как в детстве), но с шарнирами, как положено, используя чертежи из журнала "Моделист-конструктор". Проехали с Зоей 50 км - дальше ехать она отказалась - очень неустойчивая езда. Это отдельная история создания удобного и безопасного тандема, продолжавшаяся более 15 лет.
. . . У Зои огромный опыт езды в разных ситуациях в качестве Напарника со мной. Она имеет талант не мешать управлять тандемом. А многие, кто сидит на тандеме сзади, реально мешают, пытаясь балансировать при маневрах или на поворотах.
. . . Итак, в то утро - день независимости России - я накачивал колеса своего титанового тандема до нужных 3.5 атм, когда мне позвонили и настойчиво спросили:
. . . - Это Колян говорит, ты когда подъедешь? Мы уже все собрались на Красном пруду. - Высокий парень, Николай на "Туристе", и его брат Андрей - постоянные участники собрания велосипедистов на Красном пруду и непременные участники КМ.
. . . Зоя, как всегда раздумывала, что ей одеть, и перебирала вещи в шкафу. Я с тандемом спустился по лестнице с четвертого этажа, вышел на улицу, закрепил рули (они сложены, когда тандем стоит в квартире за дверью) отрегулировал высоту сидений и сделал пробную поездку для проверки тормозов. Наконец, появилась Зоя, стала давать указания, чтобы я одел очки, шапочку, подвинул сидение и т.д… Через семь минут мы приехали на Красный пруд . Там нас ждали братья - Коля и Андрей, и мы поехали в сторону Главной аллеи.
.

Рис. 4. Тандем на 3-х колесах в одну колею.
. . Маршрут был такой. Резко пересекли Главную аллею (здесь обычно поток машин на большой скорости), свернули на Московский проспект - так называют зеленый проезд внутри Измайловского парка. Затем по аллее парка направо и налево - под ЛЭП мимо электроподстанции. Эта ЛЭП рассекает Измайловский парк на две части и,
между прочим, индикатор напряжения, который всегда со мной, под ней здорово "трещит". Это значит, что здесь приличное электромагнитное поле и лучше от этого места удалиться. Проезжаем под мостом окружной железной дороги и попадаем на Кирпичную улицу. Тихая улица, казалось бы, приятно по ней ехать, но "лежачие полицейские" (а их штук десять на двух километрах) слегка портят настроение.
. . . - Да, это не Германия, - услышал я голос Зои…
. . . В Германии мы были в прошлом году. Взяли билет на самолет до Мюнхена, а обратно из Дюссельдорфа. Между городами перемещались на электричках, по билету выходного дня. А на тандеме ездили по городу и совершали радиальные пригородные поездки. Очень удобно на нашем тандеме двигаться по городу, когда приходится часто останавливаться и снова стартовать.
. . . С Кирпичной улицы через трамвайные пути мы попали на Семеновский проезд. Под уклон набираем скорость мимо завода Салют. Колян успел крикнуть, что он там работает пожарным.

Рис. 5. На тандеме - КМ 2004
. . . Промчались по Госпитальному валу до Госпитальной площади. Далее направо по Госпитальной улице (слева Лефортовский парк.), через одноименный мост над Яузой попадаем в Госпитальный переулок. Даже непосвященному становится ясно, что мы проехали мимо Главного военного госпиталя им. Бурденко. А слева - Введенское кладбище, на котором принято хоронить немцев и евреев. За кладбищем - роддом, около площади - церковь - что еще надо человеку...
. . . Вообще это исторический уголок Москвы - Лефортово - когда-то был Немецкой слободой. Сегодня здесь предприятия Министерства Обороны: военные Академия, музей, улиц ы Солдатская, Краснокурсантская, Красноказарменная и т.д.
. . . Судя по кладбищам и церквям, Москву в последние 200-300 лет интенсивно осваивали немцы, евреи и татары. Каждая нация формировала свою культуру и сферу влияния, устраивала свои кладбища и культовые места - костел, синагога и мечеть. В подмосковье я насчитал не меньше семи населенных пунктов Ляхово - это польское влияние (Великое княжество Литовское). Сегодня освоением Москвы занимаются лица кавказской национальности, а также вьетнамцы и китайцы.
. . . - Да, это не Германия, - прошептала Зоя, когда мы участвовали в похоронах на Введенском кладбище. Покосившиеся ржавые ограды наползают на соседние могилы, здесь тесно и неуютно, - это мало напоминает немецкое кладбище. В Мюнхене на кладбище - как в парке или в музее: красивые памятники без оград., легко можно подойти к любой могиле.
. . . Несколько поворотов и мы - на Бауманской, потом едем по Спартаковской мимо величественного Елоховского Собора. Здесь опять под горку на огромной скорости при зеленых светофорах влетаем через Разгуляй на Старую Басманную. Что-что, а под горку на тандеме мы обгоняем всех! Рядом с троллейбусом, чуть нарушая правила, медленно пересекаем Садовое кольцо и въезжаем на Покровку. Потом направо на Чаплыгина, и через пару минут мы на Тургеневской площади. Видим две белые машины ГАИ - это не к добру…
. . . Народ постепенно прибавляется, торгуют майками с символикой КМ. В этом году - это кулак между колесами. Ведь КМ - это протест велосипедистов против засилья автомобилей в городе. Это призыв к обществу признать права велосипедистов, особую прослойку между пешеходами и автомобилистами. Это наивная мечта об экологии в мегаполисах, о глотке чистого воздуха…
. . . КМ проводят во многих странах, а теперь и в России во многих городах. Говорят, что когда-то в Голландии - самой велосипедной стране в мире - не было велодорожек. Но несколько лет упорной борьбы велосипедистов за свои права на дорогах, вплоть до блокирования дорожного движения, дали результаты. Велодорожки появились и стали примером для других цивилизованных стран. Наверное, для Африки это не актуально - по пескам Сахары лучше ехать на джипах или верблюдах. А в тропическом лесу удобнее на лошадях или слонах. В России, и в частности, в ее столице - Москве - удобнее стоять в пробках на джипе с кондиционером. С появлением, так называемого 3-го кольца - гордости московского мэра и градостроителей, Москва еще более стала напоминать каменные джунгли в самом мрачном варианте. Бетонные утесы, обрывы и пролеты, высокие заборы вдоль дорог… (Продолжение)
Наверх